Ответ: сложно и то и другое. Конечно, сети полны привлекательных реклам типа «Простая арифметика», «Учим математику просто: 75 шагов», «Английский за 2 недели», «Английский за 16 (или 20, или 30 уроков)». Кажется так просто!
А можно ли освоить эти предметы самостоятельно или просто необходимо иметь рядом опытного преподавателя? К сожалению для многих – без преподавателя не обойтись.
Еще вопрос: можно ли изучать английский язык так же, как изучают математику? Ведь математика – это точная наука, а английский язык – гуманитарная.
Ответ: можно.
Можно, потому что, как и любая точная наука, любой язык - это система, состоящая из элементов, соединенных между собой в определенных сочетаниях, которые позволяют осуществлять коммуникативное общение между людьми.
Если в арифметике и математике невозможно обойтись без цифр, то в языке невозможно обойтись без букв и слов, значимых или служебных.
Если в математике не обойтись без формул, то и в языке - то же самое.
Многим читателям такое мнение покажется спорным: какими формулами можно пользоваться в таком гуманитарном предмете, как иностранный язык?
Давайте посмотрим! А может действительно можно составлять «грамматические формулы» и с их помощью правильно "выстраивать" предложения?
И начнем с простого: с цифр, которые составляют основу арифметики и математики вообще, и слов, без которых невозможно обойтись в языке практически никогда.
В математике это цифры: 1, 2,….9. Есть также знак, который означает «ничего», «отсутствие» - «0».
В языке тоже есть знак, который означает «ничего». И в отличие от математического знака в языке таких знаков как минимум два. Обычно то, как они звучат, знают все. А вот то, как они выглядят – вариантов нет.
А мы условно обозначим эти знаки так: (и его вариант
) и
.
А теперь приведем аналогию сочетания цифр в математике с простыми элементами в английском языке:
(и их варианты
)
и
.
Надо запомнить еще несколько простых элементов: ,
,
,
Что значит «запомнить»? Это значит, запомнить, как они выглядят и как они произносятся.
Есть другие "знаки", которые надо запомнить, как они произносятся (и в нашем случае – выглядят): I, you, he, she, it, we, they. Это местоимения, и у них есть аналоги в русском языке: я, ты (вы), он, она, оно, мы, они.
Теперь давайте проследим еще одну аналогию.
В арифметике цифры образуют числа. Например: 11, 21, 42,… и т.д.
В языке «знаки», «комбинируясь», тоже образуют более сложные конструкции. Например:
I (вариант I
);
you (вариант you
);
it (вариант it
);
it (вариант it
);
we ;
she ;
they ;
it ;
I ;
you ; и т.д.
Следующая ступенька вверх в арифметике – это простые знаки сложения "+", вычитания "-", равенства "=". С их помощью мы учимся проводить простые арифметические действия.
В языке тоже есть простые условные знаки, при помощи которых мы проводим те или иные грамматические действия. Можно такие знаки условно обозначить как "+", "-" и "?", и они будут показывать соответствующие "утвердительные", "отрицательные" и "вопросительные" предложения.
Кроме знаков "+", "-", "=" в арифметике есть знаки "умножения" ("х") и "деления" (":"). С их помощью мы знакомимся с таблицей умножения проводим арифметические действия√.
Но и в английской грамматике есть свои условные значки, которые помогают нам правильно решать «грамматические операции». Эти значки могут заменить нам так называемые категории «залога» глагола.
Давайте изобразим их в виде «смайликов»: действительный (или «активный») залог обозначим веселым смайликом , страдательный (или «пассивный») залог - грустным
.
Дальше нам будет необходимо подняться еще на одну ступеньку сложности.
В математике помимо простых знаков умножения и деления есть знаки «степени» и «корня». Так, например, число «4» можно выразить суммой двух чисел «2»: 2+2=4. А можно числом «2» во второй степени: 22 = 4 или корнем числа 16: √16 = 4.
Так же и в языке, одно и то же понятие можно выразить, используя или
, или использовать не глагольную форму, а именную форму, которую мы изобразим знаком
. Например: He fears stray dogs (
) ≈ He is feared by stray dogs (
) ≈ He is scared of stray dogs (
).
Смысл трех предложений одинаков: «Он боится/пугается бездомных собак; бездомные собаки его пугают».
Ну и, наконец, мы добрались до формул. Например, если известны скорость и время движения, то можно найти расстояние. Оно равно скорости, умноженной на время: s = v × t . В математике существует огромное количество формул.
Зная элементы английского языка, также возможно изучение языка через построение и решений формул. Так, все английские предложения по видам сказуемого выстраиваются в виде 10 основных формул. Чтобы легко и грамотно строить предложения необходимо запомнить и знать эти формулы. Вот, например, две из них:
Σ
= Simple (именное сказуемое), где - Σ - подлежащее;
- место для базового знака (см. выше);
- одна из форм глагола
Σ
= Continuous (глагольное сказуемое), где - Σ - подлежащее;
- место для базового знака (см. выше);
- одна из форм глагола
В этом месте необходимо обратить внимание на очень большое различие между арифметикой с математикой и грамматикой с лексикой. Любой язык (английский не является исключением) – это трехмерная система, одним из элементов которой (и, может быть, главным!) является «время». Условно в каждом языке имеется 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее. Его передачу в английском языке мы обозначили цветными фигурками выше, в которых прошедшее время условно обозначается черным цветом, настоящее время серым цветом и будущее время – красным.
Ничего подобного ни в арифметике, ни в высшей математике нет. И в этом смысле они не являются трехмерными системами.
Если подставить в эти формулы значащие элементы, такие как "слова" и "словосочетания", то можно построить необходимые предложения предложения. Например:
He scared - Он боялся/пугался/испугался/был напуган.
He playing - Он играет.
Существует бесконечно огромное количество слов и различных словосочетаний, так же как в математике существует бесконечно огромное количество чисел в различных комбинациях.
Если вместо простых элементов, "he" в функции "подлежащего" и "playing" в функции "сказуемого", использовать словосочетания "Peter and his friend" и "to play the piano" то получим следующее предложение:
Peter and his friend playing the piano. - Петр с другом играют на фортепьяно.
А если представить, что таких слов и наборов словосочетаний в языке бесконечное множество, то становится понятным, что изучение языка это занятие, которого хватит на всю жизнь.
Вот и получается, что если арифметика с математикой - гимнастика ума, то грамматика с лексикой - гимнастика не только ума, но и языка.